29 просмотров

Что такое споттер для рихтовки

Споттер: что это такое и зачем он нужен?

Работы, связанные с рихтовкой автомобиля, не всегда сводятся к базовым навыкам в работе с инструментами. Часто требуется точность, знание конструкции и геометрических особенностей деталей кузова. Даже при наличии знаний потребуется вспомогательный, специализированный инструмент, им выступает споттер. Что такое споттер и как он работает, рассмотрим далее.

Споттер, что это такое

Каждый рихтовщик знает, что такое споттер, он незаменим для большинства работ по восстановлению кузова. Споттер для кузовного ремонта – это устройство, которое способствует предотвращению полного демонтажа элементов кузова при проведении работ по рихтовке. Поверхность на авто с помощью устройства выводится в любых местах независимо от доступности.

Spotter обладает важным достоинством – способствует восстановлению сложной геометрии на любых деталях кузова. Устройство особенно эффективно в местах, где нет доступа к внутренней части элемента. Работать споттером не сложно, это и способствовало распространению устройства. Дополнительно мощные аппараты применяются вместо сварки точечного типа.

Прибор универсальный и позволяет рихтовать различные детали кузова: дверь, капот, крыло, порог и т. д. Основное отличие устройства – создание выпрямляющих усилий с фиксацией к наружной стороне кузовной детали.

Профессиональный кузовной ремонт не может обойтись без использования споттера

Устройство и принцип работы

Работа споттером подразумевает нагревание небольшого участка кузовного элемента, влияние приносит минимальные повреждения автомобилю.

Алгоритм работ по свариванию включает этапы:

  1. К месту повреждения приваривается крепежный элемент.
  2. За фиксатор зацепляется обратный мотолоток.
  3. Вытягивание выполняется вручную, но нередко используются и вспомогательные инструменты.
Статья в тему:
Детейлинг полировка что это

Рихтовка споттером выполняется без больших усилий, это позволяет выполненять ремонт в условиях любого гаража.

Схема элементарного агрегата:

  • корпус;
  • кабель;
  • стаддер (насадка);
  • электрод (можно заменить острым крутом).

Любая коробка выполняет роль корпуса, к которой крепятся все компоненты устройства аппарата.

Основным элементов конструкции является пистолет сварочного аппарата. Самодельный вариант не позволяет добиться длительной работы и несколько уступает по характеристикам, но пригоден для работ с небольшими объёмами рихтовки. Долговременная работа реализуется в фабричном устройстве.

Самое большое преимущество споттера — это то, что усилие прикладывается только к внешней стороне поверхности поврежденной детали

Виды оборудования

Существует две основных разновидности аппаратов: трансформаторные и инверторные. На основании сферы и способа использования выделяют ещё две группы: для рихтовки и сваривания кузова контактным методом. Рихтовочные спотеры – это маленькие аппараты для ручной работы.

В них всегда устанавливается обратный молоток и дополнительные детали для ремонта. В конструкции присутствуют особые клещи. Большинство устройств являются маломощными. Из-за невысокой точности сварных работ и быстрого перегрева споттер не способен обеспечить качественное сваривание.

Еще споттеры классифицируют по требуемому напряжению сети питания. Стандартные аппараты рассчитаны на 220 В, а мощные 380 В.

Как работать споттером

Работа споттером авто рихтовка отточена многими специалистами, но особой сложности методика не представляет для начинающих рихтовщиков. С помощью аппарата удаётся выровнять вмятину на любом участке, независимо от места расположения.

На электрод поступает ток от сварочной установки, так выполняется соединение с деформированной областью. Для выпрямления используется обратный молоток, может заменяться особым упором. Механические воздействия продолжают до момента полного выравнивания поверхности. После завершения работ участок зачищают, так как на нём остаются шлаки от электрода.

Статья в тему:
Как делается рихтовка

Чтобы научиться пользоваться споттером, не нужно идти на специальные курсы

Алгоритм использования споттера для рихтовки:

  1. Подготовка поверхности. Независимо от материала корпуса (алюминий или железо), с поверхности удаляют все покрытия: лакокрасочный слой, шпаклёвку, грунтовку.
  2. Подключение «минуса». С кузовом соединяется клемма «минус» для заземления.
  3. Установка крепежа. Привариваются фиксаторы (любые зацепы, петли или крючки) к деформированному участку корпуса. Для соединения используют сварку по точкам.
  4. Подготовка инструмента. Выполняют сцепление основного инструмента и подготавливают вспомогательные конструкции. Удобно использовать пуллер – устройство для облегчения восстановления деталей.
  5. Правка детали. Вытягивание кузовного элемента до восстановления первоначального вида и формы.
  6. Демонтаж крепежа. Для удаления фиксаторов подойдёт болгарка.
  7. Шлифовка. Окончательный этап – зачистка поверхности и работы по подготовке к окрашиванию.

Чтобы профессионально пользоваться инструментом, необходимы минимальные навыки обращения со сварочной установкой. Специалист легко определит тип необходимой насадки для споттера и её размер. Большой комплект насадок позволит работать с силовыми элементами без разбора.

Устранение маленьких вмятин

Принципиальных отличий выравнивания небольших и масштабных вмятин существует несколько:

  • фиксируется всего один зацеп для вытягивания;
  • зачистка проводится исключительно на деформированном участке, остальное ЛКМ не трогают;
  • деталь по периметру обклеивается малярным скотчем, чтобы предотвратить разрушение краски;
  • рекомендуется выполнять рихтовку аккуратно, не прикладывая сильных усилий, чтобы избежать деформирования всей детали.
Статья в тему:
Как убрать вмятину на iphone 7

Алгоритм работы остаётся прежним, но дополнительно используются небольшие насадки.

Если взять в сравнение обычный сварочный аппарат, то можно сказать, что споттер на много безопаснее, так как от него не летят искры и не нагревается металл

Работа с серьезными повреждениями

Для устранения больших повреждений потребуется масштабная работа:

  • приваривается много фиксаторов вдоль вмятины, преимущественно в местах самых глубоких повреждений;
  • вытягивать следует понемногу каждый элемент – и так по кругу до полного восстановления. Если сразу выровнять один участок, в момент рихтовки второго может нарушиться состояние предыдущего места;
  • пригодится относительно большой обратный молоток, но сильных ударов все равно стоит избегать, иначе появляется риск повреждения крепления элемента кузова.

Функциональность споттеров серийных моделей

Споттеры, изготовленные в условиях производства, отличаются многофункциональностью. Среди полезных возможностей:

  • создают условия для использования ремонтных шайб;
  • поддерживают соединение с электродом из металла для последующего вытягивания;
  • сочетаются с графитными электродами: они полезны благодаря выполнению осадки железа (как нагрева, так и охлаждения);
  • лёгкость обслуживания и комфорт использования;
  • поддерживают два режима работы: длительный и кратковременный. При работе в постоянно активном режиме устанавливают углеродный тип электрода. Работа в непродолжительном режиме полезна для установки электрода из металла или ремонтных шайб. Длительность работы устанавливается тумблером на корпусе;
  • система охлаждения. Конструкция имеет встроенный термостат, который контролирует температуру споттера и выполняет экстренное отключение устройства в случае перегрева. При охлаждении конструкция снова включается.
Статья в тему:
Сколько стоит убрать вмятины после града

Крепежные шайбы можно использовать на несколько раз, так как при сварке, они не плавятся

Характеристики споттеров, выпускаемых серийно

Существует немало технических параметров споттеров, которые стоят на серийном производстве. Основные характеристики:

  • тип электросети для работы (2 варианта) – 220 В или трёхфазная сеть 380 В;
  • частота переменного тока – от 50 до 60 Гц;
  • предельная мощность – 10 кВт;
  • максимальный ток при сваривании – 1300 А;
  • напряжение на вторичной обмотке – 8-9 В;
  • таймер, позволяет задавать время в диапазоне от 0,1 до 1,2 с;
  • переключение между несколькими режимами сваривания: точечным (активируется таймером) и постоянным (поддерживает работы по свариванию и темперированию);
  • изменение производительности аппарата в зависимости от режима работы. При активации точечного режима привлекается максимальная мощность. В режиме угольной сварки активируется минимальная выходная мощность;
  • усилие на разрыв с помощью электрода из железа – свыше 100 кг;
  • при монтаже шайбы формируется тяговое усилие – свыше 100 кг.

Как выбрать споттер?

Немаловажную роль играет, стоимость споттера, это зависит от силы тока (?тока потребления), мощности и функциональности. Чем больше каждый параметр, тем выше стоимость.

Существуют важнейшие критерии, влияющие на стоимость споттера:

  • тип преобразователя. Инверторные встречаются реже, но показывают себя хорошо в точечной сварке. Чаще применяются трансформаторные, так как они более надёжны и стоят дешевле;
  • производительность. Встречаются модели стандартных показателей мощности, они применимы только для рихтовки отдельных элементов корпуса. Варианты с повышенной мощностью используются для сваривания по точкам и работы с более прочными деталями;
  • тип формирования сварки. Самый простой вариант – сварка с одной стороны посредством электрода. Эффективнее и дороже аппарат с двусторонней сваркой, она выполняется особыми клещами, которые раскрываются с обратной стороны вручную или пневматикой и сразу создают зацеп.
Статья в тему:
Сколько стоит полировка кузова украина

Заключение

Без споттеров в рихтовке уже не обойтись, так как они сокращают время на восстановление поверхностей и увеличивают качество работ. Лучший вариант рихтовки – это производственная модель аппарата, но существует возможность создать устройство вручную из сварочной установки.

Что такое споттер и как им работать? Какой аппарат выбрать?

Споттер – это один из наиболее современных и технологичных инструментов, ориентированных на точечную сварку. Основное его назначение – кузовной ремонт, восстановление металлических элементов транспортных единиц.

Принцип действия идентичен остальным сварочным аппаратам, он заключается в том, что он выделяет тепловую энергию в точке, где контактируют между собой свариваемые материалы. Выделяется энергия при прохождении электрического тока.

Споттер позволяет вести работу со всеми кузовными деталями, но наиболее эффективен он при манипуляциях с объемными элементами, доступ к обратной стороне которых затруднен. Преимущество устройства в данном случае сводится к тому, что материал можно выправить без демонтажа.

В такой ситуации используется методика вытягивания. На дефектной плоскости фиксируется крепеж, благодаря которому и удается вытянуть вмятину.

Средняя толщина металла кузовных панелей составляет полтора миллиметра, а потому с реализацией данной технологии никаких проблем не возникает.

Конструктивные особенности и рабочие параметры

Итак, споттер. Что это такое? Разберемся более подробно.

Статья в тему:
Что такое детейлинг авто

Устройство сформировано следующими модулями:

  • аппарат, благодаря которому ведется контактная сварка;
  • заземляющий кабель;
  • кабель подачи тока, на конце которого закреплен сварочный пистолет – основной рабочий элемент.

Пистолет может оснащаться насадками различных типов, которые подбираются в зависимости от того, какие именно операции предстоит выполнить.

На фронтальной панели сварочного аппарата располагаются органы управления, благодаря которым удается корректировать мощность, силу тока.

Наиболее современные модификации оснащаются жидкокристаллическими дисплеями, позволяющими видеть текущие рабочие показатели, держать весь процесс под контролем.

Основные разновидности

Устройства представлены следующими категориями:

1. Инверторные.

Данное оборудование оснащено преобразователями, благодаря которым они функционируют вне зависимости от напряжения. Это упрощает работу, а также расширяет список задач, доступных для реализации.

Аппараты компактны, позволяют вести сварку с высокой точностью и скоростью, сила тока остается стабильной на протяжении всего процесса.

2. Трансформаторные. Такие споттеры подключаются к сетям переменного тока, они дешевле инверторных аналогов, их функций вполне достаточно для того, чтобы выполнять простые операции.

Наиболее функциональными моделями данной категории считаются трехфазные приборы, что объясняется повышенной мощностью. Главный недостаток трансформаторной техники заключается в том, что она не подходит для работы с металлом, покрытым слоем цинка.

Допускается классификация и по материалам, с которым ведутся операции:

3. Споттер по стали. Наиболее распространенное устройство, позволяющее проводить операции со стальными кузовными элементами.

4. Модели, ориентированные на работу с алюминием. Данный металл обладает совершенно другими характеристиками, в сравнении со сталью, а потому работать с ним необходимо соответствующими приборами.

Статья в тему:
Как убрать вмятину на капоте в домашних условиях

Смотрите полезное видео, что такое споттер и работы с помощью него:

Особенности работы

Теперь разберемся, как работать споттером, на какие моменты обращать основное внимание.

Первым делом, дефектная плоскость зачищается. Далее ставится масса, фиксирующаяся специальным зажимом или приваривающаяся при помощи контакта.

Привариваемый элемент подбирается в соответствии с разновидностью повреждения, глубиной и площадью вмятины.

Допускается приваривание следующих элементов:

  • шайбы;
  • небольшие крючья;
  • проволока в форме волны;
  • шпильки;
  • торец, имеющий насадку от обратного молотка.

Особенности рабочей технологии зависят от того, с какими вмятинами предстоит иметь дело:

1. Мелкие вмятины. Наиболее простой и распространенный метод сварки споттером заключается в применении обратного молотка.

Он подходит для того, чтобы уверенно справиться почти со всеми повреждениями. Торец инструмента приваривается к дефектной плоскости, после чего она рихтуется легкими ударами внутренней рукоятки.

Чтобы добиться идеального результата, манипуляция выполняется по всей площади повреждения, в процессе сварки между точками выдерживается расстояние в 5-8 миллиметров.

Небольшой негативный момент – после воздействия споттера на поверхности остаются небольшие отметины, но устранить их легко при помощи шлифовальной машинки.

2. Вмятины большого размера. Если дефектная плоскость имеет габариты более 10 сантиметров, то рекомендуется пользоваться приспособлениями не с точечным воздействием, а теми, что обеспечивают нагрузку сразу на длинный участок.

Допускается использование различных элементов для выпрямления, в том числе волнистой проволоки, шпилек или крючьев.

Чтобы достичь желаемого результата, крепить вспомогательный элемент следует на всю длину дефекта. Плоскость выравнивается идеально, так как интенсивность воздействия равна на всем протяжении вмятины.

Статья в тему:
Как выправить вмятину на холодильнике

Нивелирование дефектов от ударов об крупные предметы происходит посредством обратных присосок. Этот элемент мгновенно корректирует положения значительной площади металла, а оставшиеся мелки вмятины доделывают уже по отдельности, классическим методом.

Если удар спровоцировал сильные деформации корпуса, иногда приходится использовать технологию предварительного нагрева металла, что позволяет снять часть напряжения с него, упрощает дальнейшую работы.

Споттер (spotter) используется не только для того, чтобы исправить дефекты.

Устройство хорошо подходит для соединения друг с другом металлических пластин, например, при креплении порогов на кузов. Такая технология сварки исключает необходимость в сильном нагреве, а это сводит к минимуму вероятность температурных деформаций.

Узнайте из этого видео, как правильно работать споттером, секреты от профи:

Принципы выбора

Чтобы выбрать споттер, который окажется по-настоящему полезным и функциональным, необходимо руководствоваться следующими моментами:

  • Для профессионального использования лучше выбирать максимально функциональное устройство, с обилием режимов работы. Оно позволит вести целый спектр работ по рихтовке, избавит от покупки дополнительных инструментов.
  • Работа с листами металла толщиной более 1.5 миллиметров подразумевает использование моделей с двусторонней сваркой. Если указанное значение меньше, то достаточно и одностороннего варианта.

Для домашней эксплуатации хватит и простой модели со средним показателем мощности. Ее вполне хватит для того, чтобы выравнивать не слишком глубокие вмятины.

Изучим также краткий рейтинг споттеров:

  1. Серия GS от бренда Garwin. Достаточно демократичная цена и функциональный набор, вполне соответствующий даже профессиональной эксплуатации.
  2. Серия TT от компании Hammer. Высокий уровень безопасности, цифровое управление, позволяющее с максимальной точностью контролировать рабочие параметры. Мощность вполне достаточна для домашней эксплуатации.
  3. Gyspot. Качественная техника французского производителя.
Статья в тему:
Как убрать вмятину на туфлях

Смотрите видео-отзыв человека использующего споттер — RedHotDot HAMMER ТT:

Полезный видео-обзор французского Spottera GYSpot 2700 для кузовного ремонта:

Отзывы также дают понять, что неплохо себя зарекомендовали устройства от Русского мастера, иностранных фирм Holex, Aurora, Telwin.

Кузовной ремонт и рихтовка споттером

В процессе эксплуатации автомобиля с его кузовом нередко случаются самые различные неприятности: от мелких царапин до серьезных повреждений. И в большинстве случаев мастерам по кузовным работам удается вернуть поврежденным деталям автомобиля первоначальную форму и восстановить лакокрасочный слой. Сегодня вместе со специалистами СТО «Нет вмятин» мы поговорим об эффективном и технологичном способе рихтовки кузова – рихтовке споттером. СТО «Нет вмятин» выполняет кузовной ремонт, рихтовку кузова споттером в Минске.

Споттер крупным планом: этот прибор является разновидностью сварочного аппарата.

В каких случаях споттер незаменим?

– Споттер – это разновидность аппарата для точечной сварки. Однако непосредственно для сварки кузовных деталей его практически не используют. В споттере сила тока используется для локального нагрева металла или для приварки к поврежденной поверхности вспомогательных элементов для рихтовки кузова, – объясняет специалист СТО «Нет вмятин».

Итак, рихтовка споттером применяется для восстановления геометрии поверхности (устранения вмятин) в тех местах кузова, где к ней нельзя подобраться со внутренней стороны. Это в первую пороги, стойки крыши, а также, в ряде случаев – задние крылья, двери и любые другие части кузова, где традиционное выстукивание или выдавливание со внутренней стороны будет неэффективным или нецелесообразным.

Статья в тему:
Как убрать вмятину на сайдинге

Сам по себе споттер не участвует в восстановлении геометрии кузова. При ремонте вмятин с его помощью к поврежденной поверхности приваривают вспомогательную оснастку. Такую как, например, эти шайбы.

Применяя споттер для рихтовки кузовной вмятины, мастер работает только с наружной стороны повреждения. При этом в ходе ремонта не происходит повреждения внутреннего антикоррозийного покрытия кузова, а также не происходит необратимого изменения состава стали – не выжигается углерод, входящий в ее состав.

– И самое главное – рихтовка споттером является очень точной и деликатной. С ее помощью можно выправить вмятину практически до первоначального заводского вида. Впоследствии, при подготовке ремонтируемого участка кузова к покраске, можно обойтись минимальным слоем шпатлевки. То есть, итоговый результат будет максимально качественным, добротным и долговечным, – рассказывает мастер по кузовному ремонту.

Как работает споттер?

В ходе рихтовки споттером можно вытягивать и выравнивать вмятины на кузове, а также осаживать «бугры», «шишки» и «хлопуны», возникающие при растягивании металла в области повреждения. При этом ремонт вмятин и выпуклостей споттером происходит совершенно по-разному.

Классическую вмятину необходимо вытянуть, «зацепившись» за поверхность поврежденного металла. Для «зацепления» с ней споттер предлагает несколько вариантов: можно точечно приваривать кончик специальной насадки с обратным молотком, тут же производить «удар», отрывать насадку (простым поворотом примерно на 90 градусов) и приваривать к другому участку. То есть, происходит своеобразное «отстукивание» металла на вмятине наружу. При этом, как отмечалось выше, приварка наконечника обратного молота не вредит металлу и почти не оставляет на нем следов.

Статья в тему:
Как делается рихтовка

Шайбы привариваются споттером к помятой стали в одно касание.

Затем через отверстия в шайбах продевается стальной прут, за который можно подцепиться рычагом или специальным упором, чтобы вытянуть вмятину.

– Также споттер позволяет приварить ко вмятине несколько специальных шайб или волнистую проволоку. Затем к ним подцепляются специальной гребенкой, за которую можно тянуть, применяя специальный рычаг, – поясняет специалист.

Волнистая проволока приваривается лифтером к поврежденной области.

Затем к ней можно подцепиться крючками (гребенкой) и вытягивать вмятину специальным рычагом.

Еще один аксессуар для споттера – специальный лифтер. Кончик его стержня приваривается ко вмятине, специальная опора упирается на кузова, вытягивание металла происходит плавным приложением силы через специальную рукоятку.

Специальная насадка для споттера – лифтер: стержень приваривается к месту повреждения.

Затем мастер по кузовному ремонту подтягивает металл на месте вмятины.

Применение той или иной оснастки споттера зависит от вмятины. В любом случае, решение применяет мастер, опираясь на свой опыт.

При осаживании металла – тех самых бугров, «хлопунов», «шишек» и прочего – сила тока споттера используется для нагрева металла. Тут следует пояснить, что почти всегда образование выпуклостей на кузовных деталях связано с растягиванием и утончением металла. Ликвидировать растяжение – образовавшуюся избыточную площадь металла – можно при помощи нагрева. В этом случае применяется специальная насадка споттера, которая не приваривается к металлу, а прогревает, буквально накаляет его. Насадка приставляется к выпуклости, нагревает ее – металл осаживается. При этом в области выпуклости исчезает избыточная площадь, даже восстанавливается первоначальная толщина стали.

Статья в тему:
Как убрать вмятину на капоте в домашних условиях

Отдельный вид ремонта споттером связан с осаживанием выпуклостей специальной насадкой, прогревающий сталь в месте контакта с ней.

Поясним происходящее «чудо»: в ходе точечного нагрева и небольшого надавливания кончиком насадки споттера сталь становится пластичной и податливой, но избыточную площадь растянутого металла по периметру «подпирает» холодный (т.е. не нагреваемый споттером) металл. В результате у растянутой стали при нагреве буквально нет другого выхода кроме как принять изначальную форму и плоскость.

Реальный пример ремонта споттером

На СТО «Нет вмятин» обратился клиент для локального удаления вмятины. Вмятина присуствует в сложном и труднодоступном для ремонта месте – в самом низу колесной арки. Понятно, что добраться к этому участку для выстукивания с обратной стороны практически невозможно: демонтаж и подготовка машины к ремонту займет больше времени, чем сам ремонт (восстановление геометрии).

Вмятина на арке заднего колеса была «отремонтирована» шпатлевкой, которая затем растрескалась. Для качественного ремонта владелец автомобиля обратился на СТО «Нет вмятин» за услугой по удалению данной вмятины под покраску с максимальным восстановлением изначальной геометрии кузовного элемента.

Тут же отметим, что эта вмятина на этом месте прежде была «отремонтирована» толстым слоем шпатлевки. Понятно, что такой псевдоремонт – самый доступный способ косметического ремонта. Через несколько лет шпатлевка в этом месте растрескалась. Владелец машины решил прибегнуть к удалению вмятины с неизбежной в этом конкретном случае покраской. Однако удаление вмятины с применением споттера позволяет, как мы уже знаем, довести геометрию поврежденного участка кузова практически до изначального. Также, что характерно для этого участка на вмятине, мастер по кузовному ремонту может довольно точно восстановить присутствующий на арке кант. При подготовке кузова к покраске этот кант не придется «вылеплять» из шпатлевки.

Статья в тему:
Сколько стоит полировка кузова украина

Финальный результат локального кузовного ремонта. Благодаря применению споттера была восстановлена изначальная геометрия кузовной стали. Под слоем краски – минимум шпатлевки.

Все об устройстве и принципе работы споттера

Кто хоть раз пробовал работать электросваркой наверняка сталкивался с «залипанием» электрода.

Причины такого явления: качество электродов, настройка аппарата. Результат же один — электрод прихватывается к детали так, что не оторвешь.

Но даже из такого неприятного явления инженеры сумели извлечь пользу создав устройство для кузовного ремонта автомобилей.

Итак, — споттер что это такое, для чего он, как устроен, все о нем. Можно ли изготовить его самостоятельно. Обо всем этом пойдет речь в статье.

Что это такое?

В основе устройства лежит принцип точечной или контактной сварки. Основа ее — подача электрического тока в одной или сразу нескольких точках соединяемых элементов.

Для описанного соединения используют два электрода, подающих ток при одновременном сжатии деталей.

Однако при ремонте, особенно сложных пространственных конструкций, к примеру кузова автомобиля, особенно элементов крыла, подобное возможно далеко не всегда.

Статья в тему:
Как убрать вмятину на сайдинге

Выходом стал сварочный споттер способный работать лишь с одной стороны свариваемых элементов.

Само название прибора произошло от английского spot — точка. В английском техническом словаре так называют все типы точечных сварочных аппаратов.

На постсоветском пространстве название закрепилось за оборудованием, которое применяют для рихтовки автомобилей.

Как устроен и работает?

Главное отличие споттера от трансформаторного либо инверторного сварочного аппарата — создание импульсного тока силой 1500 – 3000 А.

Этот усовершенствованный аппарат для точечной (контактной) сварки, отличающийся большим числом настраиваемых параметров.

Кроме прочего, комплектующие для споттера составляют целый класс приспособлений. Сюда входят расходники, а также инструментальные насадки: держатели рихтовочных шайб, медные и графитовые электроды, магнитные контакты.

Если один контакт создает электрод споттера, то второй, заземление — специальная шайба или просто «земля». Ее крепят к той же детали на которой ведут работы самим споттером.

[stextbox располагают как можно ближе к месту воздействия споттером. Не допускается устанавливать его на соседнем элементе кузова, даже присоединенном сваркой.[/stextbox]

Рассмотрим, как работает споттер. Схема устройства проста. На входе установлен трансформатор, дающий ток необходимой силы и напряжения. Переменный ток трансформатора выпрямляется диодным мостом, затем подается на конденсатор, заряжая его.

Еще один, сварочный трансформатор формирует сварочный импульс. Ток на него подается кнопкой управления, открывающей тиристор. Импульс создает разряд конденсатора, а регулировку его силы — переменный резистор.

Статья в тему:
Сколько стоит убрать вмятины после града

Продолжительность импульса регулируется от 0,01 сек до 1,8 сек (прогрев при отжиге).

При этом, если на входе прибора ток 50А при напряжении 160-230V, то на выходе импульс 2500-3000А, при напряжении 50-60V.

Принципиальная схема споттера приведена на рисунке:

Выбираем

Ремонт споттером имеет узкую специализацию. Помимо сферы автосервиса он практически не востребован, разве в редких случаях ремонтов повреждений корпуса бытовой техники.

На сегодня российский рынок споттеров включает больше сотни моделей, различных производителей, отличающихся по мощности, цене, рабочим параметрам. Из них три основных:

  • Приборы, изготовленные в КНР, Японии, Южной Корее .
  • Устройства западноевропейских производителей.
  • Отечественные аппараты.

Нижняя и средняя ценовая группа представлена в основном китайскими инструментами. К их плюсам стоит отнести тенденцию роста качества при стабильной цене. Если еще относительно недавно покупка китайского инструмента оправдывалась дешевизной, то сегодня его берут даже профи.

Из отечественных аппаратов стоит отметить «патриарха», линейку «Споттер пилот», российской компании «Пилот». Фирма выпускает продукцию как бытового, так профессионального сегмента. Имеет ряд патентов, поставляет изделия на рынки Канады, США и Европы.

В сегменте профессиональных моделей лидирую европейские производители. По многим показателям превосходящие аналогичные китайские и отечественные модели, аппараты отличает качество сборки, удачная эргономика. Существенный минус — высокая стоимость.

[stextbox выборе обратите внимание на расходники. Обычно китайские модели споттера для точечной сварки комплектуются полнее, однако, как правило в целях экономии часть электродов не медные, а омедненные, что снижает срок службы.[/stextbox]

Статья в тему:
Как убрать вмятину на iphone 7

Для серьезной профессиональной деятельности по кузовному ремонту, лучше выбирать модель из европейских либо отечественных приборов соответствующего класса.

Чем хорош?

Для того, чтобы выправить вмятину с помощью споттера и примочек к нему, не требуется разбирать узлы и агрегаты кузова. В некоторых случаях возможно даже не снимать обшивку в месте повреждения.

Кроме того, по сравнению с обычными аппаратами для точечной сварки он способен:

  • выполнять локальный нагрев элементов кузова, что делает возможным устранять выпуклости и замятия допущенные в процессе рихтовки;
  • восстанавливать элементы креплений отделки кузова, срезанные или смятые при аварии, поврежденные в процессе рихтовки;
  • приваривать гайки, крепления под саморезы, резьбовые шпильки, болты.

По сравнению с аппаратами газовой сварки оборудование не нуждается в громоздких баллонах, шлангах, хрупких манометрах.

По сравнению с обычной электросваркой споттер не перекаливает металл в месте крепления, ослабляя его. При работе аппарат не создает мощной дуги, способной повредить глаза.

Особенности рихтовки

Рассмотрим, что такое споттер для рихтовки и как им пользоваться. Принцип устранения повреждений одинаков для вмятин не зависимо от их величины:

  1. Очистка и подготовка мест ремонта.
  2. Установка клеммы «земля».
  3. Фиксация наконечника электрода оснастки, либо расходной шайбы на вмятине.
  4. Вытягивание металла с помощью рычажных систем, пуллера, ударов обратного молотка, а также другими способами
  5. Последующая отделка.

Для небольших вмятин достаточно рычажного пуллера. С его помощью повреждение устраняют в один прием.

Вмятины, занимающие большую площадь, имеющие сложную форму рихтуют с помощью обратного молотка.

Статья в тему:
Как убрать вмятину на туфлях

Устранение серьезных повреждений, например глубоких продольных вмятин, требует применения дополнительных расходных изделий.

Основные рекомендации при работе

Прежде чем начать работу ознакомьтесь как пользоваться споттером, а главное: чего нельзя делать в прилагаемой к аппарату инструкции.

Кроме этого, некоторые моменты, которые будут полезны начинающим:

  1. Перед подключением убедитесь, что сеть выдержит потребляемую устройством мощность.
  2. Не удлиняйте штатные кабели споттера, чем они больше, тем сильнее падение мощности, а значит хуже качество стыка.
  3. Тщательно зачищайте как место установки заземления, так места, которые предстоит рихтовать.
  4. Установку длинных расходных креплений (зигзагообразная проволока, гребенки) начинайте с дальнего от «земли» конца, чтобы избежать эффекта шунтирования.
  5. Рихтуя большие вмятины двигайтесь от меньшей глубины к большей по спирали (наподобие того, как рисуют линии одинаковых высот на карте). Если сразу начать вытягивать самые глубокие места, гарантировано получите излишнюю вытяжку или «хлопуна» — неустойчивую поверхность, которая может снова «вщелкнуться» назад.

[stextbox обычных аппаратов существуют и споттеры по алюминию. Их устройство мало чем отличается принципиально, однако параметры его настройки и расходники совершенно другие. Такие аппараты нельзя применять для работы по стали и наоборот.[/stextbox]

Сборка самодельного и комплектующих к нему. Схема устройства

Как мы уже говорили, основа споттера это обычный аппарат точечной сварки. Найти подходящую схему в интернете не составит проблем. Но перед этим стоит посмотреть по сторонам.

Возможно, у вас уже имеются некоторые из компонентов будущего агрегата. В таком случае рационально будет отталкиваться от их наличия. В первую очередь понадобится два трансформатора.

Статья в тему:
Как выправить вмятину на холодильнике

Питающий всю электронику подобрать не сложно, подойдет любой со входом 220 V, а напряжением на вторичной обмотке 12V. Сложнее найти достаточно мощный, сварочный.

В качестве основы можно использовать трансформаторы мощной бытовой техники, скажем микроволновки. Но скорее всего его придется перематывать.

В крайнем случае намотать сварочный трансформатор можно самостоятельно, подобрав подходящий сердечник.

Всю остальную электронику: тиристоры, конденсаторы, диоды, переменный резистор и пр. не проблема приобрести в специализированном магазине либо на радиорынке. Номиналы их зависят от выбранной вами схемы.

Все остальное сделать или приобрести относительно просто.

Корпус

В качестве корпуса используют подходящий по размеру металлический короб от старого оборудования.

Еще лучше приобрести лист тонкой жести, оцинкованной либо с порошковой окраской из которого вырезать и изогнуть подходящий кожух.

Для крепления используют заклепки и саморезы. Как вариант, разместив уже готовый споттер на временном шасси, использовать для изготовления кожуха контактную сварку.

Держатель с пистолетной рукояткой

Для основного держателя с рукояткой пистолетного типа подойдет старый паяльник мгновенного разогрева. Он хорош наличием место под контрольную лампочку (светодиод) и подсветкой.

Как вариант используют шприц-пистолет для силиконовой склейки. Несложно собрать грубый держатель из нескольких пластин гетинакса, вырезав и скрепив болтами. Но все же, если вы не против покупных изделий, лучше всего приобрести готовый держатель, пусть даже б/у. Особенно если работать предстоит достаточно часто.

Пуллер и инопуллер (обратный молоток)

Два основных рабочих устройства: пуллер для споттера, а также обратный молоток — инопуллер. Первый представляет собой миниатюрный домкрат. Как сделать пуллер для споттера своими руками? Для его изготовления подойдет старый рычажный шприц для работы с тубами силикона или клея.

Статья в тему:
Что такое детейлинг авто

Само крепление для тубы нужно обрезать, а шток развернуть в другую сторону, чтобы при нажатии рычага он не выходил, а наоборот вдвигался.

Дополнительно придется заказать токарю медный цанговый держатель для электрода, опорную втулку и сам упор с площадкой виде кольца с двумя стойками и верхним полукольцом куда вставляется втулка пуллера. Упоры различных размеров продаются отдельно в магазинах сварочного оборудования.

Изготовление пуллера подробно показано на видео:

Обратный молоток важная, но достаточно простая оснастка. Он представляет собой шток, по которому скользит груз – боек.

Спереди штока навинчивается упорная гайка, делается прорезь для треугольного электрода. Между гайкой и грузом помещают пружину, для смягчения возможного удара бойка.

Задняя сторона служит для размещение ударного упора, рукояти с клеммой либо крепления для пистолетного держателя.

Из сварочного аппарата

Если у вас есть аппарат для ручной сварки, изготовление вернее модификация его в споттер не составит больших проблем. Задача сводится к добавлению к аппарату блока создающего импульс тока и дающий возможность регулировать его параметры.

Если повозиться, то возможно создать устройство способное переключаться как в режим обычного сварочного аппарата, так и споттера.

Аксессуары и расходники

Сам по себе прибор мало что может. Основная работа основана на дополнительных комплектующих и расходниках для споттера. Часть из них— обратный молоток и пупллер мы уже упоминали описали. Существуют также различные рычажные домкраты, устройства, использующие гидравлику для вытягивания.

Статья в тему:
Детейлинг полировка что это

К аксессуарам нужно отнести приспособления для переноски комплектующих, перевозки самого споттера — различные кейсы и тележки.

Наконец — расходники. В их набор входят ремонтные шайбы различной формы, простые либо омедненные, волнистая проволока, штыри и пр. Расходники распределяют по площади вмятины, а затем зацепив пуллером, рычажным домкратом либо иным подобным механизмом производят вытяжку.

Функциональность и характеристики серийных моделей. Ремонт

Самодельный аппарат, подходящий для собственного гаража, либо домашней мастерской по функциям вряд ли сможет конкурировать с промышленными устройствами.

Так описанная возможность работы в двух режимах существует практически у всех профессиональных и полупрофессиональных моделях.

Точное согласование работы всех электронных составляющих позволяют обеспечить оптимальное соотношение потребляемой и отдаваемой мощности, стабильности, а также простоты настроек.

Надежность крепления шайб и расходников позволяет создавать вытягивающие усилия, превышающие 100 кг на одну точку. При этом, сам металл повреждается в минимальной степени.

В случае выхода из строя серийной модели с ремонтом споттера нужно обратиться в ремонтную мастерскую, лучше всего специализированную.

Устранить поломку возможно, получится и самостоятельно, но вот добиться заводской согласованности всех узлов крайне сложно.

Вот все о споттере что мы хотели рассказать. Много подробностей, разумеется, в формате статьи опущено, но главное надеемся, вы почерпнули.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: